Лицейская театральная жизнь с каждым годом процветает: приходят талантливые новенькие ребята, образуются новые коллективы и развиваются уже давно существующие, ставится множество спектаклей. Об одном из ярких театральных событий последнего месяца – показа постановки по пьесе «Бедность не порок» А. Н. Островского – рассказала режиссер спектакля Сима Зотова. 

Наша небольшая труппа образовалась чуть больше двух лет назад, и за это время мы практически без поддержки учителей (хотя нельзя не упомянуть огромную организационную помощь Дарьи Сергеевны Антроповой, педагога-организатора на Малом Саввинском) поставили на сцене Саввинского два спектакля – «Женитьбу» (по пьесе Гоголя) и, собственно, «Бедность не порок», – став, кажется, первым устоявшимся театральным коллективом в медицинском здании.

«Бедность не порок» ставилась сравнительно долго: полтора учебных года, начиная с прошлого сентября. Долгая обработка пьесы, частые и порой радикальные изменения в составе, расхождения в графиках актеров (ведь все из разных классов, а некоторые члены труппы – уже выпускники лицея!), участие режиссера и актеров основных ролей в заключительных этапах крупных олимпиад – все это привело к тому, что спектакль остался «на второй год» и был поставлен в этом учебном году почти с нуля.

«Мы это сделали, ура» – пошутил Илья Ланг, исполнитель одной из главных ролей, когда я попросила охарактеризовать полученный театральный опыт. Но в каждой шутке есть доля правды: конечно, чувство невероятного подъема теперь знакомо каждому из нас: 

«Оба дня показа были очень утомляющими, но в то же время потрясающими! Игра на сцене – это как открытие души, а с нашей прекрасной труппой – абсолютное удовольствие», – отзывается о работе на сцене Катя Попова, также исполнившая одну из основных и очень непростых ролей.

Почти ту же идею, которую попытался высказать Илья, можно найти и в словах Тани Семиной – одной из немногих актрис, состоявших в труппе все три года ее работы: «Мы страдали, трудились, преодолевали препятствия, и в результате пришли к тому, чего так долго ждали и чего так старались достичь». 

Но именно эти трудности актеры отмечают как основной «двигатель», мотивацию к тому, чтобы в итоге все получилось – несмотря на то, что в труппе было лишь несколько ребят, имеющих профессиональный или околопрофессиональный актерский опыт за плечами. 


«Опыт двух премьер показал, что огромное желание трудиться стоит порой дороже профессионализма, – утверждает один из самых обсуждаемых зрителями обоих показов актер, помощник режиссера, Ваня Кабаков, – Каждый человек в составе идеально подходил для своей роли, что тоже очень важно и значимо для хорошего результата (замечу в скобках, что это отчасти заслуга режиссера и его помощника). Получилось прожить эту историю. Именно это говорит о успехе постановки, не количество зрителей». 

Кстати о количестве зрителей: их действительно, к сожалению или к счастью, было достаточно немного как 14-ого февраля, на показе в здании Саввинского, так и 2-ого марта, на Усачева. Но азарт и мотивация актеров были настолько высоки, что все остались как минимум довольны – как труппа, так и немногочисленные посетители показов.

«Это был замечательный опыт, который едва ли получишь где-либо еще. Столь долгая подготовка однозначно окупилась, что каждый мог оказаться на своем месте и создать настоящее волшебство, которым, уверена, прониклись все на сцене и, очень надеюсь, в зрительном зале», – делится впечатлениями Даша Дьякова – член труппы на протяжении всех трех лет, продолжавшая помогать нам и отдаваться своей роли на сто процентов даже после начала обучения в МГУ.

Нельзя не отметить и отзывы наших любимых зрителей:

«Вы бы дали фору даже некоторым профессиональным коллективам. Я смотрела и практически не отрывалась на телефон, хотя у меня начиналось занятие, и высидела все, потому что встать и уйти было бы кощунством. Я бы хотела сказать огромное спасибо за абсолютно чудесно поставленное, срежисированное и сыгранное произведение. Я не знаю, каким образом вы так вжились в свои роли, но это было просто потрясающе, – такой восторженный отзыв мы получили от десятиклассницы Кати Литвиновой, которая почти случайно попала на усачевский показ постановки. – Когда девочка, игравшая маму главной героини (прим. С. З. – Вера Блинкова в роли Пелагеи Егоровны), плакала, мне хотелось пойти на сцену и обнять ее. Ваня Кабаков в роли Гордея Карпыча просто великолепен, ну и Сима в своей роли Африкана Коршунова была шедевральна. Я редко говорю такие комплименты, но здесь невозможно сдержаться, хотя все равно не хватает слов, чтобы выразить свое восхищение».

«Честно, от сердца говорю – удовольствие неимоверное получаю», – хвалит нас одноклассница Ивана, постоянная участница концертов и других сценических проектов лицея, Оля Девицкая, пришедшая на спектакль второй раз. 

Зрителей, дважды пришедших на спектакль, как и тех, кто, уже посмотрев «Бедность не порок», с нетерпением ждал записи и фотографий, было предостаточно – несомненно, в связи с этим можно говорить об успехе спектакля и триумфе труппы – наибольшем, чего мы могли ожидать.

«Бедность не порок» – история не о девушке, которая бросилась в Волгу. Это очень большая история о важности любви. О том, как важно вовремя услышать свое сердце. Есть люди, у которых получилось это сделать, и которые живут хорошей жизнью. Есть люди, у которых не получилось, которые совершили однажды в своей жизни большую ошибку – или несколько ошибок. Есть люди, которые могут это исправить это и исправляют. А есть люди, которые не могут и не исправляют. Это пьеса о людях всех этих «типов».
(из вступительной речи к спектаклю)

Если «Бедность не порок», казавшаяся неактуальной изначально лишь нескольким актерам, в итоге едва не до слез откликнулась и труппе, и зрителям, и каждый смог вынести из постановки свой смысл, то из самой истории о том, как мы ставили этот знаковый для всех нас спектакль, можно вынести общую для всех «мораль»: любой проект по силам человеку, горящему своим делом, будь он даже лицеистом, всероссником и вообще невероятно занятой персоной. Главное – всегда идти до конца!