Поздравляем! (3)

16 января в Лицее прошла творческая встреча с писателем, выпускником Лицея 2013 года Александром Осиповым, он же известен под псевдонимом Ростислав Соколов. Александр работает в технической сфере, но в свободное время пишет книги в жанре детектив-триллер. 

Учился в историко-филологическом классе, куратором у нас был Абалов Александр Рэмович, историк. Привет хочу передать не только ему, но и целому ряду других учителей:

Цветовой Наталье Евгеньевне – с благодарностью за то, что сломала стереотипный подход к изучению английского языка из прошлой школы и дала навыки, которые до сих пор позволяют впечатлять даже носителей языка, которые порой не сразу понимают, что я русский;

Савиной Эрике Юрьевне – ей отдельное спасибо, что настолько улучшила мое знание родного языка, что с крепкой тройки при поступлении к концу обучения в лицее я стал отличником по данной дисциплине и смог писать романы, будучи уверен, что не окажусь безграмотным сапожником без сапог;

Крамчаткиной Елене Михайловне – спасибо, что научили вдумчиво относиться к литературным произведениям и искать там не только интересный сюжет, но и смысловой посыл, что тоже очень помогло при создании романов;

Хотунцеву Андрею Юрьевичу и Вощинникову Евгению Исааковичу, физикам – за интересные уроки физики с нетривиальными беседами об основных законах мироздания и за посиделки после уроков в лаборантской.

Конечно, запоминаются лицейские традиции: меня больше всего впечатлил обычай проводить концерты по случаю практически всех праздников в течение учебного года, причем силами сугубо учеников и педагогического состава. И каждый раз было что-то новенькое и интересное, большинство регулярно ходило и получало искреннее удовольствие.

Также в целом приятно радовало поощрение творческих начинаний лицеистов: увлечения живописью, стихосложением, сочинительством всегда поощрялись и взращивались в нас. А уж сколько было любителей и умельцев играть на гитаре – ооооох! Благодаря этой атмосфере поддержки хотелось раскрываться с творческой стороны, что тоже внесло свой вклад в мое становление как писателя.

Что касается педагогов, то каждый запомнился чем-то своим, но особенно меня поразили Цветова Н.Е. и Абалов А.Р. Их методики обучения настолько сильно расходились с привычными для большинства школ, что поначалу возникало ощущение ломания об колено, казалось бы, противоречащее здравому смыслу. «Не переводи!» – регулярно повторяла Наталья Евгеньевна, и мы не понимали, как это вообще возможно?! Но постепенно мы научились думать на английском, и тогда обучение пошло как по маслу, и в конечном итоге я полюбил этот формат. Теперь порой я даже лучше понимаю, как выразить свою мысль на английском, нежели на русском. Я понимаю образ мысли англоязычных собеседников и могу достроить фразу по смыслу даже грамматически, если не знаю, как следует изъясниться наверняка. 

С Александром Рэмовичем нас ждал похожий шок: не перескажи параграф на оценочку, а вместо этого ответь на хитроумные вопросы с подвохом на основании текста этого самого параграфа, где ответ с 95%-ной вероятностью не будет лежать на поверхности, но опять-таки придется много и тщательно думать. Поначалу даже руки опускались, так как принцип не укладывался в голове, но со временем мы втянулись и это стало обыденностью. Зато позволило видеть, что история – это не просто набор разрозненных фактов и дат, а определенные процессы, связанные друг с другом причинами и следствиями, в которых часто даже не знаешь, где лучше поставить точку. Опять же важное умение для настоящего писателя: уметь понимать и видеть причинно-следственные связи не только в сюжете, но и в поведении своих героев, а также в ожиданиях читателя от играющего с его воображением жанра детектив.

Вспоминается и наш выпускной. Он был одновременно веселым и немного грустным. С одной стороны, учеба заканчивалась, впереди ждал университет, а формат школьного обучения уже даже и поднадоел, хотелось чего-то нового (не зря в советское время учились 10 лет, а не 11). С другой, заканчивалась целая эпоха в жизни, не побоюсь этого сказать, и не верилось, что в следующем году не надо будет бежать в здание на Усачева, слушать привычный музыкальный звонок и видеть любимые классы и знакомых учителей.

Но в итоге веселье вытеснило грусть. Выпускной прошел в 2 этапа: сначала в актовом зале лицея, где на финальном выходе на сцену вся наша параллель из семи классов не поместилась. Потом нас увезли к ГУМу, позади которого располагался банкетный зал. Помню высоченный стеклянный потолок, танцевальную динамичную музыку, полумрак дискотеки, множество накрытых столов с закусками, отдельный стол для учителей, потом вынесли здоровенный торт, который все кинулись фотографировать, а мы с другом остались в стороне. Так мы там веселились вплоть до 6 утра, но время пролетело почти незаметно. Наступил рассвет, мы покинули зал и двинулись через Красную площадь к мосту через реку, неся с собой множество шариков. Затем их связали в одно большое облако и в лучах встающего солнца отпустили в безоблачные голубые небеса. Все, как я и говорил ранее: рассвет нового этапа жизни и слегка грустное прощание с тем, что приносило тебе радость, поддерживало, давало спокойствие и надежду.

Моя взрослая жизнь сложилась удивительным образом. В 2019-м году я закончил МГТУ им. Н.Э. Баумана, факультет «Специальное машиностроение», кафедру СМ-9 («Многоцелевые гусеничные машины и мобильные роботы»). Профессиональная жизнь сложилась, с одной стороны, не вполне так, как я себе это представлял. Большинство вакансий, связанных непосредственно с моей специальностью, означали участие в оборонной промышленности. А это если не переезд за Урал, то как минимум доступ к секретности, и потому – отсутствие возможности выезжать за границу. Уезжать из родной Москвы я не хотел, а также лелеял надежды снова каждый год посещать страны Европы или тот же Египет – на сей раз более осмысленно, для книги. Поэтому я сменил несколько работ в столице, что по-своему хорошо. Я успел получить и тренерское образование, и некоторое время подрабатывал инструктором в тренажерном зале (ко мне в принципе нередко обращаются за помощью в телостроительстве при виде моей комплекции), пока не осел в небольшой частной фирме, где дослужился до главного технолога и наладил честные, открытые и продуктивные отношения с начальством. Сейчас я уже не тренирую, поскольку много времени уделяю либо основной работе, либо книге и собственным тренировкам.

Желающие ознакомиться с творчеством Александра/Ростислава могут найти его романы по следующим ссылкам:

Глаза истины. Тень Омбоса. Часть 1. На тропе возмездия

Глаза истины. Тень Омбоса. Часть 2. Черная пирамида